Текстовая версия выпуска
Отрывок из книги «Великая война и февральская революция»
«Взрывом патриотизма ответила Россия на объявление нам войны. Речь Государя в Зимнем дворце, как электрическая искра пронеслась по России и всколыхнула всех. Петербург кипел. Толпы народа всякого звания и положения ходили по улицам с царскими портретами и флагами и пели «Спаси Господи люди Твоя». Кричали бесконечное ура.
Было уже темно, когда я вошел в один из ресторанов и едва успел сесть, как кто-то вбежал с криком — громят немецкое посольство. Я поспешил туда. По Морской бежал народ, скакали извозчики, неслись автомобили. Громадная толпа, с царским портретом впереди, шла к посольству. Слышались ругательства, угрозы по адресу Германии, императора Вильгельма.
Странное зрелище увидел я, подъехав к площади, где, на углу Морской, возвышалось суровое здание немецкого посольства. Толпы народа, вперемежку с извозчиками и автомобилями запрудили всю площадь и тротуары около посольства. Эскадрон конных жандармов удалял публику с тротуара посольства. Против здания, к стороне Исакия, горел громадный костер. Там копошились пожарные.
— Это жгут Вильгельмовские портреты — сказал подбежавший ко мне юркий молодой человек, и, прибавив, что скоро будет еще лучше, убежал.
Громадное здание посольства было освещено только внизу. Там бегали какие-то люди и выбрасывали в окна какие-то предметы. Скоро появился свет во втором этаже, затем и выше. Бегающие фигуры появились во всех этажах. Особенно суетилась там какая-то барышня в шляпке. Кипы бумаг полетели из окон верхнего этажа и, как снег, посыпались листами на толпу. Летели столы, стулья, комоды кресла... Все с грохотом падало на тротуары и разбивалось вдребезги. Публика улюлюкала и кричала ура. А на крыше здания какая-то группа, стуча и звеня молотками, старалась сбить две колоссальные конные статуи. Голые тевтоны, что держали лошадей, уже были сбиты. Их сбросили, с крыши и, под восторженное ура, стащили волоком к Мойке и сбросили в воду. Около, на тротуаре, стоял городовой. Кругом меня все галдело. Галдела интеллигенция. А из посольства все летели, летели разные предметы. Раздававшийся от падения треск и грохот вызывал ура. Чем сильней был треск от разбитого, тем громче было ура и улюлюканье. Полиция только просила не ходить на тротуар посольства. Эскадрон стоял наготове. На площади был сам министр внутренних дел Маклаков, был и только что назначенный новый градоначальник князь Оболенский.
Вдруг пронеслось, что на чердаке громилы нашли труп убитого человека. То был русский, долго служивший в посольстве. В группе начальства заволновались. У эскадрона жандармов послышалась команда. Публику стали просить расходиться. Никто не слушался. Появилась пожарная машина, в толпу направили струю воды, с хохотом стали разбегаться. Я сел в экипаж и поехал телефонировать моему начальнику. По дороге обогнал большую толпу. Шли громить австрийское посольство, но полиция не допустила разгрома. Утром, едучи на вокзал, я проехал посмотреть на посольство. Жуткая картина. Колоссальное здание зияет разбитыми окнами. На крыше покосившиеся лошади. Их не сумели сбить. Тротуары завалены грудами обломков и осколков. Полиция не позволяет приближаться. Публика смотрит молча. Ходят на Мойку смотреть, где сброшены статуи».
Возвращение
Это не единственное свидетельство о том, что статуи были сброшены в Мойку. Вот отрывок из книги Владимира Воейкова «С царем и без царя: воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II»: «Не избегли уничтожения и бронзовые кони, украшавшие это весьма неудачное в архитектурном отношении здание. Снятые с крыши, они не без большого труда были потоплены в Мойке, якобы патриотически настроенною толпою. От внутреннего убранства помещений посольства остались одни лишь воспоминания». Кстати, заметьте, что Воейков в унисон с хором критиков ставит под сомнение архитектурные достоинства здания.
Ныне публика ходит на Исаакиевскую площадь смотреть на Диоскуров Пауло Трискорни, установленных перед зданием Манежа. Это в двух шагах от бывшего здания Германского посольства. Им некогда тоже досталось: в 1840 году капитул Исаакиевского собора счел кощунством присутствие обнаженных языческих богов вблизи христианского храма. Статуи переместили на задворки Манежа, и на прежнее место они вернулись только в 1954 году. Есть надежда, что на свое место вернутся и Диоскуры Энке. По крайней мере, этим проектом в настоящий момент активно занимается одна строительная организация. Я был в их мастерской и беседовал с генеральным директором, который заверил, что для технического исполнения проекта, при условии согласования всех документов, требуется около года. Как проходит у нас согласование документов, не мне вам рассказывать. Но если это случиться, то у нас будет возможность увидеть здание в первоначальном виде, каким его задумал Петер Беренс и каким его воплотил в жизнь Мис ван дер Роэ.