Текстовая версия выпуска
Самое большое в мире военное кладбище и Храм примирения
Где находится самое большое военное кладбище мира? Под Петербургом. Кто там похоронен? Конечно же, русские воины, скажете вы. И будете неправы. Потому здесь лежат останки солдат Вермахта. Что-то здесь нелогично, правда? Причем здесь немецкие солдаты, когда мы чтим, прежде всего, память наших, советских защитников Родины. Но всему есть свое объяснение.
Сегодня, в продолжение немецкой темы, и откликаясь на просьбу рассказать о пригородах Петербурга, я поведаю вам о местечке, где вы вряд ли бывали. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, туда практически невозможно добраться общественным транспортом. Во-вторых, это место связано с Великой Отечественной войной. Согласитесь, что между Петергофом и военным мемориалом вы, скорее всего, выберете первое. Наконец, в-третьих, это памятник немецким солдатам, погибшим под Ленинградом.
Есть поселения, которые разделяет река, и которые потом сливаются в единый населенный пункт. Такова, например, судьба Будапешта. Такова же судьба Сологубовки, слившейся с деревней Лезье, от которой ее отделяет речка Мга.
Я очень настоятельно рекомендую вам побывать здесь. Подобной атмосферы вы не встретите нигде. Безлюдно. Красивая церковь на холме, под которым протекает речка. И огромное зеленое поле, прорастающее монументами и надгробными памятниками. Если где и думать о бренности жизни, то здесь.
Постройка храма
В стародавние времена здесь была Успенская мыза, впоследствии имение Успенское. В 1784 году его в качестве подарка получил от Екатерины II граф Иван Антонович Соллогуб, адъютант польского короля Станислава-Августа. Шляхтич сделал в России солидную военную карьеру, став генерал-майором. Одна из деревень получила название Сологубовка, сюда были переселены графские крестьяне из Польши и Литвы. Затем ею владели купцы Кусовниковы, известные по всей России своими богатствами и чудачествами. Так, например, Михаил Кусовников любил, гулять по Невскому проспекту, переодевшись в длиннополый крестьянский зипун и лапти, и неся в руках лукошко наполненное овощами и яйцами, либо бочонок с сельдями. Дойдя до одного из ювелирных магазинов, он проходил в зал и просил показать ему какое-либо украшение. После бурных попыток выпроводить из магазина нежелательного посетителя, Кусовников вытаскивал из-за пазухи толстую пачку ассигнаций и наблюдал за реакцией продавцов. Приняв извинения, купец покупал одну из самых дорогих вещей и шел к другому магазину.
С 1837 года вплоть до революции деревней владели князья Юсуповы. Это было время расцвета обширных угодий имения Успенское, переименованного в Благовещенское.
Князь Борис Николаевич Юсупов, сын племянницы Потемкина, стал инициатором строительства каменной церкви Успения Божией матери на высоком берегу реки Мга, разделяющей деревни Сологубовка и Лезье. Основой послужил проект петербургского архитектора Василия Моргана. Церковь была построена в 1852 году. Однако, теснота храма, увенчанного традиционным пятиглавием, вызвала необходимость его расширения и постройки колокольни. За эту работу взялись в 1880 году церковный староста Дмитрий Бычков и настоятель Успенской церкви, протоиерей Николай Лебедев. Первоначально предполагалось посвятить храм Благовещению Пресвятой Богородицы, но планы переменились, и церковь была освящена в честь Успения Божией Матери.
Освященный в 1881 году храм некоторое время сохранял свои формы и после революции, хотя с 30-х годов прошлого столетия уже больше не использовался для религиозных нужд. Здесь разместился клуб, затем склад. Последний настоятель храма протоиерей Александр Вишняков был расстрелян в 10-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической Революции 8 ноября 1927 года.
Война
С приближением фронта церковь превратилась в идеальный ориентир для советской дальнобойной артиллерии, по которому осуществлялась корректировка целей в районе занятого немцами железнодорожного узла в Мге.
В штабе немецкой 18-й Армии было принято решение избавиться от куполов, которые были видны за многие километры. В связи с тем, что здание церкви продолжало использоваться для различных целей, купола не стали взрывать. Немецкие саперы 21-го батальона сняли их с применением инженерно-технических средств в течение недели. С 26 марта по 1 апреля 1943 года саперам удалось завершить демонтаж, сложив купола рядом с храмом. Все это время в церкви продолжала работать немецкая почтовая служба, а одна из пристроек служила здешней русской церковной общине местом совершения религиозных обрядов. В подвале, защищавшем от бомб и снарядов, располагался полевой госпиталь вермахта. Дальнейшая судьба куполов осталась неизвестной, так как батальон срочно перебросили к берегу Невы.
21 января 1944 года Мга, а затем и Сологубовка были освобождены советскими войсками. Церковь, лишенная куполов, представляла развалины. На долгие послевоенные годы она превратилась в склад, а с развалом совхозов стала ненужной и для этих целей. Над руинами вырос лес, дорога к храму также заросла.
Кладбище
По окончании войны все немецкие кладбища по приказу Сталина были уничтожены. В 1992 году было достигнуто российско-германское военное соглашение, по которому немецкая сторона получила официальное разрешение советского правительства на поиски захоронений немецких солдат и устройство мемориалов. В этом существенную помощь оказал Народный союз Германии – добровольная общественная организация, бюджет которой на 90% состоит из членских взносов и пожертвований. Остальное доплачивает правительство ФРГ.
В 1994 году правительство Ленинградской области выделило под строительство немецкого кладбища 5 гектаров земли в деревне Сологубовка. Можно себе представить реакцию наших ветеранов. Многие из них не хотели даже мысли допускать о возможности подобной затеи. Немецкую делегацию, приехавшую в визитом мира в Петербург, атаковали журналисты, особенно небезызвестный Невзоров, пытаясь подать все дело как предательство властей по отношению к нашей военной памяти. Он никак не хотел уяснить себе, что все войны между нашими двумя странами позади, а мертвым уже нечего делить.
По согласованию с администрацией Ленинградской области было решено превратить кладбище немецких солдат в деревне Сологубовка в самое большое в мире военное кладбище. Сейчас на нем захоронено около 22 000 человек. К сроку окончания поисковых работ здесь найдут свое успокоение останки около 80 000 человек.
23 декабря 1998 года по инициативе американского кинорежиссера, немца по происхождению Норберта Люциуса, снимавшего фильм о примирении «Война и любовь», на кладбище был установлен крест при поддержке Народного Союза Германии, Центра немецкой культуры и примирения Ларисы Кнолль, а также Центра «Примирение». Здесь же предполагалось установить и памятник советским солдатам.
Новая церковь
После выбора участка планировалось взорвать руины храма и на освободившемся месте проложить дорогу к кладбищу. Этому воспротивилась местная православная община, жители и власти, а также ветеранские и миротворческие общественные организации.
Православный приход, представлявший собой паству священника Вячеслава Харинова, по его инициативе принял решение восстановить храм не только как памятник архитектуры XIX века, но и как памятник примирению русского и немецкого народов. Была произведена консервация стен и возведена временная крыша, что защитило здание от дальнейшего разрушения, но его реставрация была невозможна ввиду отсутствия у администрации области средств. Ситуация изменилась после принятия совместного германо-советского соглашения. В роли генерального спонсора выступили немцы.
Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями активно и деятельно поддержал инициативу церковной общины восстановить сообща разрушенное здание, сделав его Храмом-памятником, наглядным символом примирения некогда враждовавших народов. После объявления о проекте в западной прессе стали поступать средства как из Европы, так и Америки. Храм был открыт после реставрации 20 сентября 2003 года. Один из его приделов посвящен покровителю русского воинства великомученику Георгию-Победоносцу. В этом же приделе хранятся синодики с именами погибших и пропавших без вести российских солдат, служащие для их церковного поминовения. Материалы, посвященные памяти жертв блокады Ленинграда, размещаются в крипте церкви.
Теперь на прилегающей к храму и кладбищу территории продолжается создание первого российско-германского Парка мира. Это будет уникальная архитектурно-парковая мемориальная зона, куда помимо Успенской церкви и немецкого воинского захоронения, войдут и Аллея скульптур, образцы ландшафтной архитектуры, и обустроенный источник родниковой воды, в течение столетий существовавший у подножия Божьей горы и почитавшийся местными жителями. В подвалах Успенского храма разместился совместный российско-германский Музей истории храма, а в Георгиевском приделе собраны материалы о памяти жертв войны, посвящённый идее примирения над могилами погибших солдат России и Германии. Храм занесен ныне в списки памятников культуры.
Иконостас церкви уникален тем, что его иконы написаны немецким солдатом Андреем Блоком, который был ранен под Сталинградом и лишился ноги. Незадолго до смерти он обратился к отцу Вячеславу с просьбой поместить эти иконы в храме. «Это мое покаяние и приношение всем жертвам войны» - написал он.