Текстовая версия выпуска
Невский: история съемки первого фильма в России
Сегодня я расскажу вам о том, как выглядел отечественный кинематограф на заре своего становления. Его главным двигателем был предприниматель и авантюрист, один из самых плодовитых фотографов начала века Александр Дранков. Вы узнаете, что фильм «Борис Годунов» был в итоге снят без Бориса Годунова, что декорации колыхались от ветра и актеры отбрасывали на них тени, что дико бесило режиссера.
В 1912 году в доме №53 размещалась фабрика кинематографических лент Дранкова, рассказ о котором мы начали у дома № 78 через дорогу.
В начале прошлого века кино – это лишь набор движущихся фотографий, некая иностранная забава. Кто бы мог подумать, что это новое мощное направление индустрии развлечений. Ну кто-то мог. Например, Дранков Абрам Иосифович, ставший после крещения Александром. Принятие православия было необходимостью. Абрам Иосифович хотел покорить столицу Российской империи, но здесь существовал лимит на количество евреев.
«Внимание! Сенсация! Первая русская картина. Сцены из боярской жизни!» Афиши с такими надписями появились в Петербурге в августе 1907 года. Речь шла не больше не меньше как о первом кинофильме отечественного производства. Подробности этой истории нам оставил актер Николай Орлов, чьи воспоминания были опубликованы в журнале «Киноведческие записки».
На Дранкова вышла владелица нескольких кинотеатров Фиозва Васильева. О ней мы поговорим у дома №61. Ей нужен был исполнитель безумного замысла – снять первую в России киноленту. Как это делается, мало кто понимал. А у Дранкова уже был опыт киносъемки. Пусть репортажной, но все же. Сделанные им кадры со Львом Толстым были сенсацией. А дальше мы даем слово актеру Николаю Орлову: «Ставить решили “Бориса Годунова”. Идея эта появилась под влиянием газетных слухов о том, что какая-то московская фирма собирается заснять 22 сцены из “Бориса Годунова” в постановке Художественного театра. Желая предупредить этот анонс, Дранков стал срочно искать театр, в репертуаре которого был Борис Годунов. Им оказался летний театр “Эден”».
Сад находился на Звенигородской улице, Дранков договорился с владельцем заведения и режиссером, а дальше начались перипетии с актерами Мартини и Лоранской. Начинать решили со сцены у фонтана, но оказалось, что около фонтана нет деревьев, а по мнению актеров весь смысл был в том, что героиня Мария Мнишек появляется из-за кустов. Дранков купил срубленных деревьев, которые привезли и расставили в качестве декораций. Актеры отказывались играть без монологов, им пришлось объяснять, что кино немое. Съемки начались в 9 утра, все были голодные и злые, умирая от жары, поскольку были одеты в боярские шубы и шапки. На съемочной площадке начались споры, когда они закончились, выяснилось, что нужно переставлять деревья, поскольку солнце уже передвинулось, и от деревьев падала ненужная тень. А потом явился хозяин сада, и сказал, что съемки нужно прекращать, ибо в 4 часа открывается ресторан, и сюда начнут приходить посетители.
Картину кое-как сняли, только актер Алашевский наотрез отказался от участия в ней, а ведь он должен был играть главную роль. Поэтому в фильме «Борис Годунов» самого Бориса Годунова не было, в связи с чем картина получила другое название «Сцены из боярской жизни».
После этого Дранков снял более успешный фильм про Стеньку Разина «Понизовая вольница», которая как раз таки и считается первым отечественным фильмом.
С Невского 53 он переехал ближе к Гостиному двору, а затем вообще отравился в Москву. После революции оказался в США, где попытал счастья в Голливуде с идеей постановки картины, естественно, про Распутина. Но затея не удалась, и Дранков занялся тем, с чего начинал – фотографией.